Завершился республиканский конкурс “Учитель года-2015”

IMG_1080

Учительский труд – одно из самых важных и благородных занятий на земле. Трудно переоценить значение учителя в жизни каждого человека. От личности педагога, его профессиональных навыков во многом зависит судьба и жизнь учеников. О том, каким должно быть образование и современная школа, рассказал победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015» ‒ учитель физики и информатики Иннокентий Малгаров.

Почему вы захотели принять участие в конкурсе?
В 2013 году был юбилей школы, где я работаю, и на ее 150-летие ректор СВФУ Евгения Михайлова подарила 50 тысяч рублей. На эти деньги мы закупили комплекты для робототехники и открыли кружок. Работа кружка оказалась эффективной, и это подстегнуло детей заниматься физикой и информатикой. А для меня это послужило неким толчком к тому, чтобы я принял участие в конкурсе учителей. В следующем году я уже поеду на российский конкурс.

В мире образования и в отношениях «школа-семья» существует вечная проблема: родители считают, что они отдают ребенка в школу и школа должна полностью заниматься им. Учителя же говорят, что в школе они дают только базовые знания, а дальше уже развивать их должны родители. А как вы считаете?
Это называется потребительское отношение к школе. Сейчас говорят, что родители – это заказчики, школа – исполнитель, а учителя – как прислуга. В действительности так не должно быть, так как образование – вещь взаимосогласованная. По новому закону образования, по которому мы сейчас работаем, родители, учителя и школьники – участники образовательного процесса. Если по старому закону родитель ни за что не отвечал, то по новому закону у родителей, как у участников процесса, есть определенные обязанности, которые он должен исполнять. Процесс образования должен происходить в симбиозе учителя, ученика и родителя.

Какие задачи стоят сейчас перед школой?
Сейчас мы работаем по новым стандартам. Со следующего года стандарты переходят уже в старшие классы. Раньше была ориентация и направленность на знания: мы должны были обучить детей каким-то определенным знаниям, навыкам. А сейчас у нас другой подход – компетентностный. Это означает, что знания и умения в общей сумме составляют компетенцию. С помощью этой компетенции ученик сможет на практике применить знания. Это называется практико-ориентированное обучение.

Был случай, когда участник международной олимпиады, химик, изобрел сильный наркотик. То есть знания пошли на разрушение. Почему такое произошло? Конечно, школа давала только определенные знания. Но у ученика не сформировались нравственные ценности, правильное отношение к жизни. Сейчас по новым стандартам мы развиваем два направления: это в первую очередь личностная составляющая и метапредметные знания. Школа должна воспитать человека, который самостоятельно может добывать себе знания и учиться непрерывно в течение всей жизни. Это человек-созидатель. Он не будет совершать зло, а будет стараться улучшить жизнь на планете с использованием приобретенных знаний, развивать общество, человеческий потенциал.

Раньше готовили человека-работника, трудягу. Он получал образование и впоследствии должен был стать каким-то винтиком в системе. А сейчас получается так, что мы воспитываем человека, который может сделать что-то новое, открыть свое дело, и самостоятельно принимать решения. Не быть винтиком, а уметь создавать инновации, быть более свободным в выборе профессии, создавать новый мир вокруг себя.

Как относитесь к общению с учениками или родителями с помощью WhatsApp? Это помогает учебному процессу или, наоборот, создает дополнительные трудности?
Современные технологии меняют нашу жизнь. От них отказываться нельзя, особенно школе. Школа должна развиваться и идти впереди планеты всей. В развитии технологической части – идти в ногу со временем. Если говорить конкретно о WhatsApp, то есть определенные «плюсы» и «минусы». «Плюсы» заключаются в том, что можно оперативно оповестить родителей об актированном дне или каких-то срочных делах. Конечно, бывают различные конфликты, ведь в текстовой форме легко друг друга обидеть. Но это говорит об уровне культуры. Здесь от учителя тоже зависит многое. Одной из наших задач является повышение культуры родителей. Конечно, это очень сложно, потому что они уже состоявшиеся люди и у них есть свое мнение.

Чтобы поддерживать порядок, я советую учителям и родителям принимать определенные правила общения в группе. Например, у нас есть правила: не принято поздравлять с добрым утром с картинками, потому что они занимают память в телефоне, не оскорблять друг друга, решать проблемы конструктивно, не общаться на посторонние темы, не закидывать рекламу, личные проблемы решать только при встрече.

WhatsApp помогает в профессиональном общении. Я создал группу в августе 2014 года «Учителя-физики», являюсь ее администратором. Вчера к нам добавился сотый участник. В нашу группу входят учителя-физики из разных районов и разных школ. То есть можно доносить какую-то информацию, положения об олимпиадах, конкурсах, делиться свежими идеями, мыслями, своим опытом, спросить совета у коллег.

А как вы относитесь к различным электронным нововведениям, к примеру, электронному журналу? Согласны ли вы, что современные технологии необходимо внедрять в школы?
Я принадлежу к тем педагогам, которые считают, что электронный журнал необходим. Он очень удобен. Но есть одно «но»: если мы вводим электронный журнал, то должны отказаться от бумажного. В действительности получается, что у учителя и так работы много, а ему приходится заполнять и электронный журнал, и бумажный – двойная нагрузка. Для того чтобы электронный журнал функционировал как надо, нужно иметь несколько требований: хороший интернет, наличие компьютеров и качественная система электронных журналов. В республике работает единая система «Сетевой город», в которой случаются иногда технические неполадки. Или, например, нужно в субботу заполнить журнал, а сайт не работает. Хотелось, чтобы система работала стабильно, была удобной. От имени учительства всей республики есть пожелание, чтобы интерфейс был удобный. Нам кажется, что он устарел, его надо усовершенствовать. Хорошо бы создать приложение через телефон, чтобы легко можно было ввести какие-то поправки, что-то посмотреть.

Электронный журнал – это хорошо, но некоторые учителя, живущие в деревне, не имеют домашнего интернета. А как родителям следить за оценками в журнале? Это проблематично. Но, думаю, это дело времени – через год-два охват интернетом станет достаточно большим.

Учителям пенсионного возраста сложно осваивать современные технологии?
Учителя все должны владеть информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас большинство базовыми вещами все же владеют: они могут печатать тексты, делать презентации. Гораздо хуже освоена интерактивная доска, хотя на ней можно делать очень многое, что привлекает детей. Скептические взгляды на современные технологии надо менять. Учителю надо стараться овладевать технологиями, иначе он становится неконкурентоспособным.

У образования женское лицо. Так ли это сейчас? Заметили ли вы, что становится все больше учителей мужчин? И так ли важно, чтобы учителем была женщина?
В конкурсе «Учитель года» из 25 участников восемь были мужчины. Вообще, в школу постепенно стали приходить мужчины. О каком-то ярком явлении говорить, конечно, не стоит, но постепенно приходят. Происходит это в связи с тем, что учительская профессия становится более привлекательной. Как бы это ни банально звучало, увеличивается зарплата, начинают понимать, что профессия учителя не только для женщин.

Когда мужчины приходят в школу, их активно поддерживают, женский коллектив оказывает особое внимание, школа старается во всем помочь. Учителей-мужчин станет больше, когда мы будем детей привлекать в учительскую профессию, рекламировать, пропагандировать.

Я, например, говорю, что профессия очень интересная: ты всегда находишься в общении, в курсе всех событий, работаешь с разными детьми, открываешь каждый день для себя что-то новое, удивляешься чему-то новому и чему-то учишься. Еще одним достоинством профессии является самый длинный отпуск – все лето.

В педагогической деятельности учителя выделяют три типа профессионального кризиса. Сталкивались ли вы с ним?

Кризисы возникают. Иногда наступают времена, когда задаешь себе вопрос: почему я выбрал этот путь? Мог бы чем-то другим заниматься… Такие минуты бывают у любого человека. Как с этим справляться? Стараться находить интересное везде и всюду. Мы все в глубине души – дети, а учителя особенно, это большие дети. Нам нужно стараться закреплять как-то положительные эмоции. Если что-то сделал – устроить маленький праздник, если у коллег возникают какие-то успехи, у нас, в профессиональной среде, принято поздравлять друг друга, засыпать комплиментами. В ходе конкурса я понял, что надо создавать ситуацию успеха, чтобы у ребят, учителей всегда было ощущение маленького, но успеха, подвига.

urok1

Учителя говорят детям, что не надо идти в учительскую профессию. Мы сами себя тем самым дескридитируем. Такие учителя не должны быть в учительской профессии, которые плохо о ней говорят и детей призывают не выбирать ее. Нужно стараться всегда делать так, чтобы ученики шли в учительскую профессию, особенно толковые и способные ребята. Сама по себе работа отсеивает учителей, в профессии остаются те, для кого учительство – это призвание. Печально, когда осознание приходит поздно – учитель может выпустить несколько поколений, прежде чем поймет, что это не его призвание.

Как лучше построить отношения с ребенком?
Нужно быть авторитетом в глазах ребенка, чтобы к мнению учителю прислушались, не игнорировали. В свою очередь учитель должен сокращать дистанцию между учеником и собой. Она должна быть близкая, но не панибратская. Надо общаться с учеником, как с личностью, ни в коем случае не принижать его. Становиться ученику другом, советником, у которого всегда можно что-то спросить, посоветоваться, который поможет раскрыться. Если разговариваешь с учеником, глядя ему в глаза, он раскрывается совсем с другой стороны. Говорят ‒ «трудные подростки». Тут надо задать вопрос: «Трудные для кого?» Получается, для нас, значит, мы неправильно работаем, поэтому они трудные. Трудный подросток ‒ это тот, который открыто демонстрирует свое поведение, старается этим привлечь свое внимание. Он не хочет быть как все, а значит, он особенный. Раз особенный, значит, он одаренный. «Минусы» надо переводить в «плюсы».

Какой вы хотели бы видеть школу завтрашнего дня?

Школа завтрашнего дня должна стать открытой средой, где каждый ребенок мог проявить свои способности. А учителя могли создать такие условия, чтобы эта способность проявлялась. Задача школы заключается в том, чтоб научить детей жить в современном мире.

Ксения КОРШУН, редакция новостей СВФУ.

54550009

2 Comments

Оставьте комментарий.

Войти с помощью: 

семнадцать + 17 =