Всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то,
установить отношение между чем-то и чем-то.
Л.С. Выготский

 

Образовательный процесс, неотъемлемыми составляющими которого являются воспитание, взаимодействие различных субъектов и сфер в развитии и становлении подрастающих поколений, требует глубокого осмысления. Воспринять образование как систему и, тем более, научиться действовать целенаправленно в интересах тех, кого учишь и тех, с кем взаимодействуешь, не просто. Мой путь в образование пролегает сквозь физику.

Я – молодой учитель и только в начале своего пути. Но, думаю, даже у опытных учителей, вновь и вновь возникают те же вопросы, что и у меня: «Какого результата достигнут мои ученики?», «Как я могу им в этом содействовать?», «Как учить?», «Какими средствами обучать?», “Чему учить?”. А ведь эти вопросы, выраженные несколько иными словами задает себе каждый школьник, решая самые простые физические задачи – «Как действовать?», «Какими средствами действовать?», «Что применить в данном конкретном случае?». Вот и мне, как физику по образованию, было проще начать постигать образование через физику.

Мое понимание образования как системы происходило и происходит по сей день, оно еще только формируется. Но одно я уже точно понял: закон сохранения энергии действует и в образовании, а ключевым понятием образования с точки зрения физики является работа. Да, да, именно работа.

Предлагаю вспомнить, как в физике звучит определение работы. Механической работой (работой)A называется скалярная величина, равная произведению модуля силы F, действующей на тело, и модуля перемещения s, совершаемого телом в направлении действия этой силы.

Давайте вспомним еще один важный момент из физики. Если направления приложенной силы и перемещения тела не совпадают, то работа будет представлять собой величину «отрицательную». Что же это значит с точки зрения образования? Это означает, что работа учителя будет проделана со знаком «-», если направления предпочтений ученика и прикладываемых учителем усилий будут различаться. Вы можете предположить, что «положительным» я считаю случай, когда ученик беспрекословно следует за учителем, послушно идет той дорогой, которой его повели? Нет, совершенно не так, уважаемая аудитория!  Это означает, что одной из главных задач учителя сегодня является определение, понимание того самого вектора, который интересен учащемуся. Того самого направления, в котором предполагает двигаться учащийся или уже движется благодаря своим природным способностям, начальным потребностям и исходным условиям. Понять, что учащемуся необходимо, проанализировать тщательно все исходные условия – вот первоочередная задача. А дальше.. А дальше все по Станиславскому – встраиваться в предлагаемые обстоятельства.

Все вышесказанное в деталях я постарался отразить в виде … модели. Древо в Якутии носит особый сакральный смысл. Так и образование, древо образования содержит в себе бесконечное множество смыслов. Мы же с Вами остановимся только в некоторых точках пространства и времени. И я предлагаю Вам отправиться в путь прямо сейчас. Для этого достаточно будет лишь «кликнуть» на то, что Вас действительно заинтересовало. Вот и здесь я хотел бы придерживаться «провозглашенного» выше принципа – взаимодействовать исходя из интересов и запросов гостя моего сайта. Давайте же взаимодействовать, уважаемые друзья!