Что делать с двоечниками?

Конец учебного года. Школьный педсовет. Обсуждение итоговых отметок учащихся. Именно здесь и сейчас решается, что принесут родителям завтра дети в своих дневниках по результатам 9 месяцев учебы. Обязательно найдутся «товарищи», которые схлопотали «2» по одному или нескольким предметам.

Плохо, когда педсовет превратится в публичное  осуждение данных ребят, лучше – когда после бурных обсуждений он придет к мысли: «Это не двойки детей – это наши с вами двойки. Это мы не сумели их научить». Конечно, педсовет все-таки переведет ребят в следующий класс. Но к чему это приведет? Что потом? Какие наши дальнейшие действия? Об этом промолчат. Но будут слышны жалобы учителей: «Мы не имеем никаких средств воздействия на ученика. Мы не имеем права выгнать его из класса, поставить ему два, оставить его на второй год, исключить его из школы». Учителям кажется, что как только они получат эти права, сразу все начнет получаться: дети будут бояться и учиться как следует.

Что означают двойки в дневнике? Они означают, что ребенок не справляется со школьной программой. Причин могут быть разные: начиная от неблагополучия конкретной семьи, индивидуальных особенностей самого ребенка, «пробелами» в изучении отдельных предметов и тем, заканчивая постоянными реформами в сфере образования.

Допустим, школьник уже «двойку» получил. Кто должен с ним отдельно заниматься? Школа и родители привычно кивают друг на друга, а это означает одно: никто. Ни у школы, ни у родителей нет ни знаний, ни умения, ни возможности разобраться, почему ребенок не справляется с программой. И между ними нет звена, которое решало бы эту задачу. Система коррекционной помощи для неуспевающих внутри школ почти не существует: часы коррекции остались лишь в начальной школе, и то не во всех школах. Что касается системы коррекционных школ, то она работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В разных странах эту проблему решают по-разному. Допустим, в США причины отставания ребенка изучает отдельная школьная комиссия, в состав которой входят учителя и иногда специалисты – психологи, методисты, дефектологи. Плюс родители и сам ученик. Составляют индивидуальный план обучения, куда вписывают цели, задачи, контрольные точки, необходимую помощь, рекомендации, помощь ассистента (студента-практиканта – делать с ребенком уроки или сидеть с ним в классе).

Если рассматривать решение проблемы не с точки зрения коррекции, а методики оценивания, то будет интересен опыт Японии и Канады. В «Стране восходящего солнца» оценивается не конечный результат учебного труда, а относительный. Если ученик делал 25 ошибок, а делает 15, то это большой прогресс, за которым стоит огромный труд ученика и учителя, который заслуживает соответствующей оценки и оплаты. В Канаде итоговая оценка в документе об окончании школы складывается из нескольких оценок. Итоговая оценка состоит из: 10% – промежуточные экзамены, 30% финальный экзамен, 40% – тесты и проекты, 20% – домашние задания. В таком случае для ребенка провал на экзамене не становится неожиданной катастрофой. Если даже при этом удалось получить «неуд», то в этой стране существует много альтернатив: можно остаться на второй год за государственный счет; можно пойти на производство стажером и получать базовое образование параллельно (для выпускников школ компании выделяют специальные места); подготовиться самостоятельно или на курсах и сдать экстерном экзамен на эквивалент школьного аттестата; пойти в профессиональное учебное заведение, куда на ряд программ принимают и без документа об образовании.

В России запасные варианты тоже есть, но их немного. Если завален ОГЭ (не больше чем по двум предметам) – его можно пересдать осенью. Если пересдать не удалось – вариантов только два: второй год в школе или на экстернате. А профессиональное образование получить не удастся. Без аттестата за 9 класс не возьмут.

В прошлом году в Госдуме прозвучала идея выдавать аттестаты с двойками. По мнению разработчиков законопроекта, аттестат лишь подтверждает, что ученик закончил определенную ступень образования, а результаты освоения ребенком предметов школьной программы отражает приложение с отметками.

Малгаров Иннокентий Иннокентьевич, учитель физики и информатики

МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района.

Оставьте комментарий.

Войти с помощью: 

4 × 3 =