Эссе «Я – учитель»

20140912_190830

– Фамилия?

–Малгаров.

– Кем тебе приходятся Валентина Спиридоновна и Садот Моисеевич Малгаровы?

– Это мои бабушка и дедушка.

В моей жизни подобный диалог часто возникал и возникает до сих пор. Мои бабушка и дедушкавсю жизнь посвятили школе, как педагоги-новаторы были известны за районом и далеко за его пределами. На их глазах выросло не одно поколение односельчан, по праву заслужили почет и уважение земляков. Это ко многому обязывает.

Хотя мои родители не являются учителями, с детских лет школа для меня оставалась особенным местом, хотя большого интереса к учительской профессии не замечал. В школе был разносторонним учеником. Было желание развиваться, особенно нравилось делиться знаниями с одноклассниками, друзьями. Имелась страсть к науке, технике, изобретениям и компьютерам, что и послужило толчком к выбору предметного направления.

После окончания школы в силу разносторонности интересов подал документы на поступление в вуз по специальностям журналиста, инженера-радиотехника и учителя физики. В качестве выборных предметов ЕГЭ сдавал русскую литературу и физику. Если по литературе был удовлетворен результатами выпускного экзамена, то по физике – нет. В моей родной школе постоянного учителя физики не было, к экзамену готовился самостоятельно по мере своих сил и возможностей. Настало время выбора. Неудовлетворенность результатами, стремление побороть себя и побудили поставить точку в выборе специальности.

Теперь, спустя 8 лет, совершенно не жалею о сделанном выборе. За годы учебы в университете открыл для себя работу учителя физики с совершенно иной стороны.

Постепенно ко мне приходило осознание, что физика для меня – любимое и увлекательное занятие. Главное в ней – стремление к истине, к познанию. Я все больше убеждался, что это – мой путь. Теперь я могу с полным правом и огромной радостью сказать: я – физик!

Я – физик. Для меня важно исследовать закономерность и гармоничность развития природы. Меня восхищает красота и разумность этого мира. Написав несколько простых уравнений, можно понять, какие процессы происходят, например, в атмосфере Земли или в далеком космосе, получить огромное разнообразие режимов, широкое поле для научной деятельности и множество результатов. Это важно для меня как учителю, ибо я могу привести детей в царство знаний.

Учитель по природе своей профессии – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – итог профессионального пути педагога. Каждый учитель, воспитывая, должен помнить слова М.Остроградского (1801-1861): «Хорошие учителя создают хороших учеников».

Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку – суть этической культуры учителя. Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальных особенностей. Ведь чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Учитель направляет, поддерживает, содействует, что в свою очередь вызывает у ребят доверие, рождает взаимопонимание, желание продолжать идти вместе с педагогом дальше в мир чего-то неизведанного.

Свою задачу как учителя физики я вижу в том, чтобы стимулировать на каждом уроке поиск учащимися объяснения загадок природы. Физика – наука экспериментальная. Поэтому мои ученики постигают законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения и эксперименты, с удовольствием выполняют домашние эксперименты, лабораторные и практические работы. Необходимо помнить, что каждый ребенок, по сути, – исследователь, и не нужно навязывать ему истины, а просто надо содействовать ему в открытии неизвестного. В преподавании физики я считаю это актуальным.

Мне хочется, чтобы мои ученики видели в физике не сухие законы и формулы, а увидели глазами науки красоту природы, ее гармонию. И потому любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой, трудной, преподношу детям как необходимую, увлекательную и интересную. Например, теория колебаний и волн – лучший инструмент для постижения самой сущности динамических систем, для исследования их глубинных свойств. Качественное решение дифференциальных уравнений как раз и ставит целью изучить наиболее важные свойства, отделив от второстепенных. Понятие фазового пространства позволяет увидеть все траектории системы сразу, ощутить динамику их движений. А преподнести все эти научные познания детям – большое искусство, которому я, обучая детей, учусь сам.

Мое педагогическое кредо – уважать ученика. Как сказал Эмерсон Ралф Уолдо: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику». Каждый ученик имеет свой взгляд на мир и свое собственное мнение. Считаю, что только тогда, когда общение с детьми становится для учителя интересным, когда хочется искренне радоваться их успехам, когда совместная деятельность приносит удовлетворение и детям и мне, только тогда можно рассчитывать на взаимность, а значит, и на успешность обучения. Современный учитель должен развивать ученика не обучая, а обучать – развивая. Развивать мышление учащихся, формировать умения самостоятельно открывать новые знания, ориентироваться в потоке информации – к этому стремлюсь я на каждом уроке. Ведь учитель – это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет научить учиться, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика. Также истина в том, чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в вопросе. Мало того, что учителю необходимо в совершенстве знать свой предмет, ему необходимо уметь научить ребенка самостоятельно работать.

В моей жизни были хорошие учителя. Они все разные, с разными подходами к своей работе. Но есть общее, что вызывает у меня уважение к ним, – это справедливость, внимательность, умение научить получать удовольствие от познания. Я уверен, что эти качества моих учителей, ставшие неким ориентиром в моей преподавательской  деятельности, помогают мне в осуществлении моих целей – в приучении воспитанников к умственному труду.

Меняется время, меняется общество, меняются ученики. Нам, учителям, приходится меняться чуть быстрее современных детишек. Надо постоянно совершенствоваться, если потребуется, начать все с чистого листа. Порой приходится учиться и у детей, чтобы не отставать от жизни. Да, у детей. Не верю тем педагогам, которые говорят, что у детей нечему поучиться. Порой такие неожиданные идеи предложат ученики на уроке, что сами не сразу осознают их креативности. Очевидно, это тоже некий результат нашей педагогической деятельности. Ради этого и стоит работать еще с большей энергией и желанием. Л.Сенека был прав, когда говорил, что «уча других, мы учимся сами».

Файлы для загрузки

3 Comments

  1. Я полностью разделяю взгляд Иннокентия Иннокентьевича на обучение и воспитание используя методику сотрудничества с учеником, гуманного отношения к ним.
    Профессиональный рейтинг учителя Малгарова И.И. высокий. Пользуется уважением обучающихся, родительской общественности, педагогов школы. За время своей работы показал себя как знающий свой предмет учитель. Не останавливается на достигнутом, совершенствует свое профессиональное мастерство, обладает организаторскими способностями.
    В январе 2014 г. по инициативе Иннокентия Иннокентьевича на базе Кыллахской школы проведен первый районный семинар для учителей физики и информатики, провел открытый урок для своих коллег. В феврале 2015 года состоялся второй районный семинар по робототехнике «Образовательная робототехника как одна из форм эффективного взаимодействия педагога и учащегося». В семинаре приняли участие 7 преподавателей и 29 обучающихся.В июле 2014 года разработал и защитил программу загородного профильного летнего лагеря информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул» на республиканском и международном уровне в г.Якутске и в г.Сочи. Он второй год успешно руководит методическим объединением естественно-политехнического цикла.
    С 2013 года назначен ответственным за работу школьного сайта. В 2013 году сайт получил номинацию «Лучший школьный сайт» в республиканском конкурсе «Живые мысли». В 2014 году награжден дипломом Общероссийского рейтинга школьных сайтов в номинации «Официальные сайты общеобразовательных учреждений», где наш сайт набрал из 50 баллов 30.
    Молодого учителя отличает постоянное стремление к изучению и применение на практике современных инновационных педагогических технологий, широкая эрудиция. Считаю что, учитель физики и информатики Иннокентий Иннокентьевич достойное продолжение педагогической династии Егоминых-Малгаровых.

    Reply
  2. Кеша, очень понравился твой сайт. Поздравляю тебя с большой победой, радость от которой дано испытать единицам! Желаю ставить большие цели и их достигать и в плане своего профессионального развития и в плане обучения и воспитания детей. Думаю, что у тебя хорошие перспективы в будущем, главное не останавливаться на достигнутом.

    Reply

Оставьте комментарий.

Войти с помощью: 

шестнадцать − 2 =